mns2012 (mns2012) wrote in biosemiotics,
mns2012
mns2012
biosemiotics

Categories:

Основы теории дизайна (2)

Продолжение. Начало здесь.

Системное описание включает три компонента: целевое состояние (результат), процесс и начальные условия. Обычно распознавание дизайна выражается в распознавании противотоков по крайней мере в одном из перечисленных компонентов.

Целевое состояние (результат)


Проблема распознавания дизайна в Новое время была впервые сформулирована в литературе Уильямом Пэйли на примере механических часов, найденных кем-то в поле

Хрестоматийный пример часов, найденных в поле (Уильям Пэйли). Для распознавания дизайна неважно как, кто, когда и зачем произвел часы, как они попали на поле и сколько они там пролежали. Важно одно — результат, а именно: объект с именно такими характеристиками не является естественным (по принятой нами ранее номенклатуре). В данном случае одного лишь наблюдения часов в поле достаточно для вынесения вердикта о дизайне. Это случай непосредственного распознавания по результату.

Процесс


Химическая фабрика

Пример искусственно синтезированной молекулы заданного химического соединения. Наблюдение самого результата ничего или почти ничего не даёт в смысле распознавания дизайна, так как он не несёт противотокового следа: синтезированная искусственно молекула ничем вообще не отличается от встречающейся в естественных условиях. Тем не менее, организация процесса синтеза однозначно свидетельствует о том, что результат представляет собой дизайн. Лаборатория, инструментарий, компьютерное моделирование, технологический процесс, логистическая цепочка, документация и т.д. — всё это вместе является ограничениями, налагаемыми агентом или агентами на течение естественных процессов, в чем выражается создание специфического противотока — искусственного синтеза химического вещества.

Начальные условия


Фазовый портрет системы диф. уравнений {dx/dt = -x, dy/dt = 2(x - y)}

Даже в случаях, когда ни сам результат, ни процесс не имеют противотокового следа, наблюдение начальных условий, которые привели к течению этого процесса и появлению результата, может свидетельствовать о том, что в естественных условиях без влияния агента протекание именно такого процесса именно с таким результатом не происходит.

Предположим, что спонтанное возникновение жизни в пробирке возможно при условии нужной концентрации очищенных газов (с точностью до молекул), при динамически сложном температурном режиме, давлении, освященности, кислотности среды, на 25.6-минутной отметке движения центрифуги, раскрученной до 18,5 оборотов в секунду, только в 14.7 километрах от эпицентра извержения вулкана Кракатау в первой четверти Луны и только по вторникам. Сочетание таких условий будет статистически надежным указателем на дизайн даже в том случае, если следствия этого сочетания выражаются в естественном течении физико-химических процессов.

Идентификация противотоков

Обычно в дискуссиях о дизайне упоминаются характеристики типа сложности разработки, сложности структуры, соответствия/пригнанности компонентов, функциональности, исчезающе малых вероятностей, взаимозависимости составных частей, функционального дублирования для обеспечения отказобезопасности, соответствия средств целям, целенаправленного поведения и т.д. Однако первоначальные маркеры дизайна зачастую гораздо проще и прозаичнее. Эти маркеры включают геометрические свойства в масштабах человека и его среды: прямые углы, равномерные кривизны или промежутки между структурными элементами, повторы, симметрии, плоскости и пр.; а также равномерности цветов, паттернов, материалов, сортировок. Хотя в природе встречаются подобные регулярности, они обычно имеют место в иных масштабах: либо в молекулярном или субмолекулярном, либо в космическом. Обычно именно в масштабах человеческого тела и быта в природе гораздо меньше подобных регулярностей. Интересно, что именно распознавание геометрических форм послужило одним из толчков к развитию науки и оно же теперь является одним из соображений при поиске маркеров дизайна. Это не случайно. Творцы современной науки были уверены, что исследуя мир, они имеют дело с артефактом. Иоганн Кеплер, например, был уверен, что изучая природу, он повторяет рассуждения Бога. Иногда даже у современных ученых можно встретить подобные мысли.

Так или иначе, мы распознаем артефактность посредством распознавания противотоков в результатах, в процессе или в начальных условиях в сравнении с тем, что имеет место в естественных условиях. Итак, распознавание противотоков обычно прямое, а дизайна опосредованное.

Характеристики противотоков

Предположим, вы играете с кем-то в карты. С первого раза и даже по прошествии нескольких игр вы не можете заметить ничего подозрительного. Однако после десятка-другого сдач вы начинаете ощущать, что проигрываете чаще обычного. В конце концов, вы понимаете, что являетесь жертвой умело выстроенного противотока.

Компонентное и системное распознавание

В рамках отдельно взятой игры вы распознать это не можете. Вам нужна репрезентативная выборка для того, чтобы понять, что матожидание выигрыша сдвинуто в пользу оппонента. Итак, мы видим, что есть сценарии, в которых противоток можно распознать по отдельной части или компоненту системы, но есть и такие, где нужен анализ всей системы да еще и динамически во времени. К подобным случаям относится распознавание плагиата, а также вредоносной кибернетической или террористической активности.

Краткий и подробный анализ

Иногда для распознавания дизайна достаточно провести внешний структурный анализ системы. В других же случаях, подобно примеру карточной игры, необходим детальный анализ ансамблей событий.

Непосредственное распознавание и опосредованное

Ещё один срез проблемы представляет собой различие между непосредственным распознаванием, как в воображаемом случае обнаружения бульдозера на Марсе, и опосредованным, в котором кроме прямого наблюдения требуется изучение динамики событий и логических связей между ними, как в примере с распознаванием карточного мошенничества.

Синхронное и диахронное распознавание

Синхронность распознавания означает, что оно возможно в отдельный момент времени (в случае бульдозера на Марсе мы сразу имеем весь объект целиком). Условно говоря, для распознавания дизайна в данном случае требуется лишь фотография. Диахронное распознавание включает временной анализ, как в случае с карточным шулером. Здесь для распознавания дизайна одной фотографии уже будет мало, требуется видео.

Жесткое и мягкое распознавание

Жесткое распознавание — это такое, для которого достаточно знания общих природных закономерностей и сравнения исследуемой картины с тем, что происходит обычно. Например, мы знаем, что дизельные бульдозеры появляются в природе только искусственно, они не кристаллизуются из раствора. И хотя никто не опроверг возможности существования пока не известных законов природы, приводящих к самопроизвольному появлению бульдозеров, этого опровержения и не требуется для вполне надёжного распознавания дизайна на практике. Однако в случае карточного мошенничества помимо знания об обычном течении процессов необходимо иметь информацию о правилах игры, безразличных по отношению к законам природы.

Таким образом, по введённым нами определениям, распознавание карточного мошенничества является системным, детальным, опосредованным, диахроническим и мягким.
Tags: intelligent design, ratzsch, литература, теория дизайна
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments